БН вспоминал, какие новые законы были наиболее значимыми для строительного рынка в 2017 году и какими рисками они обернулись для застройщиков. И слушал, что об этом говорят сами эксперты.  

Изменения в сфере долевого строительства стали главным событием уходящего года. При этом законодатель менее чем за год представил весь спектр возможных корректировок 214-ФЗ – от усложнения правил игры до полной невозможности их выполнять.

Вспомним и то, что с начала года рынок послушно учился жить по-новому: заработали дополнительные требования к проектным декларациям, усилился контроль надзорных органов, для привлечения денег граждан теперь необходимо проходить через новый «фильтр» – Комитет по строительству стал выдавать заключения о соответствии новым требованиям 214-ФЗ. Из почти сотни полученных застройщиками за год заключений было лишь три отказа. Как констатирует начальник Управления долевого строительства Комитета по строительству Петербурга Светлана Пчелкина, в целом участники рынка научились выполнять новые требования: административных дел за нарушения становится все меньше, а уголовных дел было всего два.

При всем том переход на следующий уровень новых правил 214-ФЗ (увеличение уставного капитала и др.) уже потерял актуальность. Сначала застройщиков огорошили введением непомерно жестких норм 218-ФЗ, а затем с самого верха прозвучало решение о полной смене курса – уходе рынка на проектное финансирование.

Дорожная карта реформы на днях наконец оглашена: в переходный период застройщикам дадут возможность выбирать, по какой модели работать. Вариантов немного: с 1 июля 2018 года привлекать средства по ДДУ можно будет либо через эскроу-счета в уполномоченных банках (судя по всему, с льготным кредитованием стройки данным банком), либо с использованием механизма компенсационного фонда – соответственно, при условии соблюдения всех жестких финансовых и организационных ограничений деятельности застройщика в рамках 218-ФЗ.

С 1 июля 2019 года схему эскроу-счетов планируют сделать единственно возможной

И все же определенность не наступила. Главная загадка – сколько в итоге продлится переходный период: два года, три или, может, все пять. Всеобщий скепсис обусловлен сомнениями в том, что банки за короткий срок сумеют фондировать необходимые для застройщиков 5 трлн руб., которыми сейчас рынок обеспечивается за счет долевки.

«В случае полного перехода на проектное финансирование должна быть государственная программа дотирования застройщиков. Такую серьезную нагрузку самим застройщикам не потянуть», – уверена финансовый директор компании «КВС» Надежда Семенович.

Если же государство начнет законодательно устанавливать схему проектного финансирования, это уже будет вмешательством в рыночные отношения. «Как в советские времена – когда главным заказчиком стройки было государство», – в свою очередь говорит заместитель генерального директора компании «ЛенРусСтрой» Максим Жабин. Он предполагает, что в итоге выдача «проектных» денег сконцентрируется в руках пяти госбанков. 

И хотя эксперты уже придумали возможные схемы структурирования бизнеса и работы в рамках нового 218-ФЗ, начинать перестройку никто не т...

Читать дальше